Что есть медицина? Отчасти наука, обязательно ремесло, а в большей степени, несомненно, для автора, по крайней мере, – искусство. Обратимся за подтверждающей цитатой к классической древности. Сборник Гиппократа сохранил нам недвусмысленные определения: «Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. Но по невежеству тех, которые занимаются ею, и тех, которые с легкомысленной снисходительностью судят их, она далеко теперь ниже всех искусств». «Есть некоторые из искусств, которые для обладающих ими тяжелы, а для пользующихся ими благодетельны и для обыкновенных людей – благо, приносящее помощь, а для занимающихся ими – печаль. Из числа этих искусств есть и то, которое эллины называют медициной».
Определения однозначные и, по мнению автора совершенно справедливые. Можно, разумеется, возразить, мол, Гиппократ жил очень давно и вообще доподлинно неизвестно, был ли такой человек в реальности, или это образ собирательный, что совершенно не меняет смысла изречений. Можно заметить, что в те давние времена не существовало самой науки в нынешнем её понимании. Не существовало стройной, организованной системы знаний, и каждый мыслитель опирался на личный свой опыт, слово своего учителя или оппонента, на литературные источники, немногочисленные и малотиражные, в сравнении, разумеется, с днем сегодняшним. Всё так, но прежде люди более учились думать, нежели запоминать. Это сегодня, последние десятилетия, образование организуется по принципу: «побольше запомни». А следовало бы: «пойми главное». А что есть главное? А вот это как будто бы и неизвестно. Потому и существуют сотни врачебных специальностей, объединяют которые не идея, принцип, закон, единое понимание сущности бытия, но лишь диплом об образовании, а иногда некоторые этические постулаты. Потому и не существует и по настоящее время единой системы знания, стройной, последовательной, ясной, непротиворечивой. Можно сказать, что разные мнения есть абсолютное благо, как неотъемлемое свойство общества демократического. Это верно, но лишь теоретически. Попробуйте убедить в том хворых и страждущих стоящих, сидящих и лежащих пред сотней в белых халатах.
За прошедшие две-три тысячи лет человек как биологический объект, впрочем, и нравственный тоже, изменился крайне мало. Внешний, окружающий мир изменился, но не принципиально и не существенно. Потому изречения и наблюдения мыслителей прошлого, докторов в том числе, актуальны и сегодня. Собственно, они и сохранились до наших дней потому, что справедливы. Время, к счастью, стирает глупости. Мудрые мысли тоже стирает, но к идиотизму оно безжалостней. Потому мы имеем все основания доверять опыту далеких предков в пути познания, который никогда не закончится, но который в главных вопросах, человечеством уже давно пройден.
Традиционная китайская медицина, прежде всего, ожидает от практикующего доктора несколько иного мировосприятия и миропонимания. То есть, вначале необходимо уяснить несколько философских постулатов, буквально самую малость, что мы с вами, непременно сделаем. Затем следует рассмотреть структуру функциональных систем, да и познакомится с сами системами. Мы и ознакомимся, кратко, исключительно в рамках поставленных в данной работе задач. Разумеется, пользователь медицины в китайском варианте должен иметь представление о симптомах, возникающих у пациента при поражении той или другой системы, и об этом поговорим, по необходимости. И последнее, доктор, трудящийся на ниве медицины восточного характера, обязан владеть традиционными диагностическими методиками, из которых главной и важнейшей является диагностика по пульсу.
Диагностика по пульсу, как метод, известна человечеству с древнейших времён. «Пульс есть компас в море болезней», – гласит старинный афоризм. Пульсодиагностика, как методика, имеет множество вариантов, модификаций и направлений. Упоминание диагностики по пульсу можно обнаружить в трактатах по китайской, индийской и тибетской медицине. Знаменитый врач Абу Али Ибн Сина в своей работе «Канон врачебной науки» описывал особенности пульса при различных заболеваниях. Да и западные врачи не чуждались исследовать пульс пациента. И до сих пор основы пульсодиагностики преподают в медицинских учебных заведениях. Поэтому, когда врач берет пациента за руку и ощупывает, на медицинском языке, пальпирует лучевую артерию, всем понятно, доктор «сморит работу сердца». Впрочем, не только сердца, но главное – сердца, частоту сердечных сокращений, ритмичность, наполнение, напряжение, скорость пульсовой волны и т. д. Собственно ничего другого в нашем вульгарно-материалистичном и механистичном мире доктор увидеть и не может. Нас так научили, сердце есть мышечный насос для перекачки крови по организму. А пульсация артерии есть волна потока крови, которая создается сердцем как насосом, и характеризует работу сердца как насоса. Все так, если понимать организм с точки зрения одной дисциплины – механики. Но переменчив мир! И сейчас мы можем строить свои рассуждения, по предмету, учитывая принципы современных информационных технологий.
Всем известно, что организм человека – система единая и целостная. Кровь, циркулирующая в сосудистой системе, «омывает» практически все органы и системы организма. Кровь, следовательно, несет в себе информацию о работе каждого участка, каждой частички единой и целостной системы, называемой организмом человека. Мастерство доктора, исследователя пульса, и заключается в умении «прочитать», «извлечь» из потока крови необходимую информацию. Никакой мистики, никаких сверхъестественных способностей, знание и умение не более того. Не сложнее, чем выучить иностранный язык, овладеть музыкальным инструментом или стать пользователем современного компьютера. Кстати, аналогия с компьютером – самая точная. Собственно, в дальнейшем, мы и будем рассматривать организм человека, как некоторое подобие компьютера, но пусть такой подход не пугает людей, с компьютером не знакомых. Автор не считает себя специалистом в сфере технологий компьютерных, но использовать некоторые принципы и терминологию для освещения заданной темы и удобно, и привычней, а потому и понятней. Разумеется, не следует представлять человека, как некий суперкомпьютер, это принципиально неверно. Мы используем лишь некоторые образы, схемы, принципы, при помощи которых легче анализировать патологические процессы, протекающие в организме человека. Но самое любопытное заключается в том, что постулаты традиционной китайской медицины невозможно разъяснить, не прибегая к терминам современных информационных технологий. Более того, чтобы постичь те самые главные вопросы, упомянутые выше, ответы на которые до сих, компьютерных, пор не получили достойного и удовлетворительного ответа, возможно лишь синтезируя в сознании нашем, как традиционную восточную философию, так и современные информационно-технологические представления о сущности бытия нашего.
Мы ежедневно многократно сталкиваемся с методами, используемыми в пульсодиагностике. Разговаривая по телефону, просматривая телевизор, мы получаем информацию в картинках и звуках, не очень задумываясь о том, как она, информация, до нас добирается. До наших органов для её восприятия предназначенных. А очень просто добирается, при помощи различных устройств, придуманных людьми. Что-то где-то происходит, определенным образом фиксируется и преобразуется, а затем передается через спутники, ретрансляторы или просто по проводам. Затем вновь преобразуется, но уже в обратном направлении, что позволяет нам слышать и видеть происходящее где-то. Примерно таким же образом ведет себя информация и при исследовании пульса. Каждый орган, система, участок ткани «излучает» и «ретранслирует» через кровь своё состояние. А кровь, как известно, хороший проводник. Задачей доктора является лишь прочитать при помощи осязательных способностей, закодированное. Разумеется, следует знать, что и где надо «смотреть», как это делать, и понимать суть и смыл происходящего.
«Так что, собственно, можно «увидеть», исследуя пульс пациента?» – непременно должен спросить любопытный читатель. «Великое множество самых разнообразных вещей», – отвечает автор. А ему частенько приходится отвечать на этот простой на первый взгляд, вопрос. Проблема в том, что «язык пульса», то есть способ кодирования информации в системе пульсодиагностики, отличается от привычного, принятого в общении языка. Наш обыденный язык, слова, мимики, жеста и т. д. есть набор символов для обозначения некоторых образов и понятий. У разных народов в различных культурах существуют собственные варианты системы передачи информации, что некоторым образом затрудняет общение. А любой перевод, интерпретация обязательно предполагает невольное искажение смысла, особенно, когда речь идет о категориях сложных, неоднозначных или не очень ясных. Например, слово «стол» перевести не сложно, если такое слово есть в языке. А если этого слова нет? Не пользуется народ столами и не затрудняет себя лишними словами, и попробуйте объяснить ему, что такое стол. А, например, любимое русское «ничего». «Как дела? – Да, ничего…», – знакомый диалог. А что такое «ничего»? Вы, конечно, поняли, но далеко не в каждом языке есть аналогичный нашему «ничего» термин.
Компьютеры также обучены работать с определенными символами, совокупность которых и является языком компьютера, то есть способом обработки и передачи информации. Так и в пульсе существует свой, специфический язык, и доктор, в меру своих «толмаческих» способностей, разъясняет слушателю – пациенту или читателю, что, собственно, ему удалось «прочесть» и что теоретически можно «прочитать» в организме на языке пульсодиагностики. Общепринятая медицинская терминология далеко не всегда соответствует символике языка пульсодиагностики, но что можно перевести – обозначить, автор сделает.
Исследователю пульса не представляет трудности определить локализацию воспалительного процесса в органах и системах организма. Будь то бронхит, пневмония, гайморит, холецистит, аднексит или простатит. Более того, доктор-пульсолог может достаточно точно отметить, в каком сегменте легкого угнездился воспалительный процесс, как глубоко проник в ткань органа и каков характер воспаления. Не определяется инфекционный агент воспаления: стафилококк, гонококк или другой негодяй безобразничают в яичнике, желчном пузыре или предстательной железе. Но без труда определяется необходимый антибиотик или другой лекарственный препарат для подавления ненужных организму элементов. Пульсодиагностика позволяет определить практически любые нарушения обменных процессов в тканях: костях, суставах, позвоночнике и пр., внутренних органах: легких, печени, почках, сердце; в слизистых: желудочно-кишечного тракта, мочевыводящих путей, носоглотки, половых органах. Без особых проблем диагностируется новообразования в матке, молочных железах, щитовидной железы и вообще дисфункции в эндокринной системе. Состояние сосудистой системы также поддается анализу, как артериальные, так и венозные её компоненты. Естественно, состояние нервной системы не остается без внимания. И так далее, и так далее. Но ещё раз подчеркнем, поскольку истоки диагностики по пульсу расположены в системе традиционной медицины, где не предусмотрены такие нозологические формы или диагнозы как холецистит, например, или гипертоническая болезнь или панкреатит, врач-пульсолог формулирует диагноз, условно соответствующий западной общепринятой клинической терминологии. Впрочем, любой думающий врач, не до конца впавший в распространенный догматизм, знает, что любой, самый безупречный и красивый диагноз предполагает некую долю условности. Нередко эта доля весьма значительна.
А люди ждут точных формулировок. И напрасно. Мы не смогли до сих пор ясно определить, что такое «жизнь»? Мы с трудом и мучительно определяем, что есть «здоровье». Мы не можем сказать однозначно, сколько лет должен, обязан жить человек. Мы затрудняемся с ответом, что есть старость? Болезнь? Или естественное состояние? Мы не знаем причины рака, гипертонии, облысения. Нам неизвестно, почему почти каждую зиму нас посещает эпидемия гриппа. Нам не известно…, мы не знаем…, мы не можем ответить.… И так далее, далее, далее.
И потому, что медицина и здравоохранение, в широком значении этого термина, как обычно находятся то ли на перепутье, то ли в тупике, автор и предлагает взглянуть на лекарственные растения под иным углом зрения. Может быть, пригодится в борьбе за самосохранение.
В начале необходимо определиться с основными терминами китайской медицины. Затем рассмотреть её структуру, функциональные системы. А далее посмотреть, как лекарственные растения нашей аптеки на эти системы влияют. Цели определены, путь выбран, по коням!
Традиционная китайская медицина в отличие от других медицинских систем не перегружена символической терминологией. Символ, как мы определились выше, есть обозначение в устной, письменной или любой другой знаковой форме некоторых образов, представлений или понятий. В китайской медицине таких символических терминов несколько. Пять элементов, или система пяти элементов, ци, иногда произносят, как чи или ки. Мы будем говорить ци. И ещё инь и ян. А также принцип перемен, или просто перемены.
Про элементы все наслышаны, поскольку всуе их чуть ли не ежедневно упоминают всевозможные печатные и не печатные издания. Всуе, потому что не очень понимают смысла и значения этих терминов. В различных культурах, у разных народов нередко встречаются терминологические изыски на предмет элементарных составляющих бытия. Но исторический аспект проблемы – не наша тема, поэтому ограничимся лишь древнекитайским вариантом.
Люди не первое тысячелетие наблюдают друг за другом и за вселенной, и, конечно, заметили составляющие окружающего их мира. Эти составляющие они определили числом пять, и назвали как огонь, металл, землю, воду, дерево. Почему так назвали? А какая разница как назвать, если точного определения этим категориям дать практически невозможно. Мы, сейчас, называем эти составляющие мира иначе, но суть и смысл этих понятий нам не более ясен, чем тогда, тысячи лет назад. Нынче мы обозначаем составляющие мира как энергию, пространство, время, информацию, материю. В прошлом назвали водой, огнем, землей, металлом, деревом. От перемены названий суть предметов, естественно, не меняется, но покопайтесь в справочниках, и будете разочарованы. Бесспорных, ясных, однозначных определений понятиям «материя», «энергия», «пространство», «информация» и «время» нет! Ну не забавно ли? Главные вопросы бытия не имеют удовлетворительного ответа! Казалось бы, именно с этого и следовало начинать познание, но не тут-то было. Так на чем зиждется храм науки, и что она сама есть, если вопросы основополагающие так и не решены? Ну да ладно, будем считать вопрос риторическим.
Мыслители прошлого были мудрее нас, пустых вопросов не задавали, потому и считались великими философами. Зачем говорить о вещах, смысл которых выразить в слове трудно, очень не просто, практически невозможно. Но ситуация не безнадежная, и всегда существуют счастливые или не очень счастливые исключения. Пример тому «Дао дэ цзин». Великолепный памятник культуры и философии, на двадцати пяти странницах которого даны ответы на главные вопросы, так занимающие некоторые беспокойные умы. Автор «Дао дэ цзин», великий философ Лао цзы, личность мифическая и легендарная, но, несомненно, реальная, оставил нам свои соображения по предмету. Но подробный разбор главных вопросов остается пока за пределами сегодняшней темы, и автор направляет любопытствующих непосредственно к тексту «Дао дэ цзин».
Так вот, нынешние материя, пространство, время, информация и энергия – это древнекитайские вода, дерево, земля, металл и огонь. Подчеркнем, мир, природа, вселенная не состоит из элементов, нет. Поскольку элементы по сути своей совершенно разные вещи. Они, элементы, являются именно составляющими вселенной. А состоит все из ци. Так древнекитайские мыслители обозначили совокупность и взаимоотношение пяти элементов. Термин ци обычно переводят как энергию, что не совсем точно и совсем не верно. Энергия – это часть, одна из составляющих ци. Не более и не менее значимая, чем другие составляющие: материя, пространство, время, информация. То есть все состоит из ци, а ци составляют элементы. Все очень просто.
Исследуя пульс, доктор, как раз и определяет состояние ци. Как быстро, с какой скоростью она, то есть ци, изменяется. В каком направлении происходят перемены, обладает ли этот процесс достаточной мощностью, как, и в каком порядке протекает. Эти параметры исследуются и относительно всего организма и относительно каждой системы или органа, или части органа.
Следующий момент. Ци – субстанция динамичная. Разумеется, элементы, составляющие ци, так же подвижны. То есть, состояние ци есть процесс. Этот процесс и называется переменами, или принципом перемен. Естественно, и сами перемены происходят по-разному. Если процесс ускоряется, активизируется, становится мощнее, динамичнее, агрессивней, хаотичней существует тенденция ян. И наоборот, если ситуация успокаивается, упорядочивается, организуется, слабеет, замедляется можно говорить о тенденции инь. То есть инь и ян – различные варианты одного и того же процесса. Вот, собственно, и все, что следовало сказать о философских основах традиционной китайской медицины. Теперь перейдем к структуре самой медицины.
Традиционная китайская медицина есть учение о функциональных системах. Если западные эскулапы уделяли и уделяют большое внимание анатомической структуре организма человека, как на макро-, так и на микроуровне, то восточные доктора занимались более функцией. Анатомия на востоке не в почете. Вероятно, тамошние доктора рассуждали так: «Зачем мне помнить, что у тысячи человек семь шейных позвонков, если у тысяча первого может оказаться восемь или даже девять? Зачем мне знать, что желудок человека имеет антральный отдел, свод и т.п., если известно, что по отдельности они не функционируют? И что толку в том, что я буду представлять и называть извилины в мозге моего пациента или другие структурные образования в том же мозге, если и Вам, мои уважаемые потомки, не ясно, как, собственно эти извилины работают?» «Да, – с вздохом должны ответить потомки, – не известно нам, как работают извилины наши, уважаемый предок. Действительно, не функционирует желудок или иной анатомический объект независимо от других. И позвонков бывает у граждан различное количество. Но самое грустное, уважаемый предок, препарировав человека, мы так и не уяснили себе причину возникновения остеохондроза и язвы в желудке». Но мы с вами, уважаемый читатель, избрали для себя синтетический путь познания. Мы будем демократичны и терпимы к мнениям. Мы постараемся соединить, трудно совместимые западные и восточные представления в единый образ и примем к сведению любые полезные здоровью информационные артефакты.
Структура традиционная китайская медицина сформирована из нескольких функциональных систем или нескольких функциональных системных групп. Главными считаются системы названные плотными органами. Это печень, почки, легкие, сердце и селезенка. Это стратегические системы, или системы-программы, определяющие основные параметры работы организма. Вообще под термином «система» мы будем понимать определенные анатомические образования в организме. Орган или часть органа, в европейском значении этого термина. Ткань или ткани, образующие сам орган и не только орган, например, мышечная ткань, костная ткань и др. Обязательно часть нервной системы как центральной, так и периферической, участки сосудистой системы как венозные, так и артериальные, лимфатические узлы и протоки, слизистые или часть слизистых. И, разумеется, ткани, участки, образования, известные, как эндокринная система, или железы внутренней секреции. А также другие анатомические и структурные единицы. Но, как мы говорили, анатомия для нас не является определяющей. Нам важнее принять и запомнить всевозможное структурно-анатомическое разнообразие, частички и участки, формирующие это разнообразие, с точки зрения функционирования в традиционной китайской медицине организованы иначе. То есть в создание, определение функциональной системы ведущим признаком является не анатомия, не структурная схожесть того или иного участка или ткани в организме, а единое функционирование. Можно сказать, составляющие тела нашего объединены, не анатомически, а функционально.
Традиционная китайская медицина имеет пять функциональных основных групп. Каждая группа, состоит из несколько относительно самостоятельных функциональных систем. Ведущими, программными, определяющими работу всей группы и являются плотные органы. Функциональная система – это структура, объединенная общей идеей, способом действия, программой работы, принципом, режимом и т. д. Так вот, плотные органы и дают всей группе эту идею, программу, способ и т. д. Они, плотные органы, разумеется, и сами кое-что делают, но главная их работа – руководить, подчиненными и зависимыми от них функциональными системами.
Плотный орган сердце, как известно, перекачивает кровь. Но этот насосик в медицине китайской ещё формулирует работу своего сателлита – органа-системы тонкая кишка. Которая принимает из желудка пищу, перерабатывает её, усваивает, а также формулирует работу системы мышц. К последней относятся: поперечно-полосатая мускулатура, та, что иногда подчиняется нашему сознанию, а также гладкая мускулатура, управлять которой мы не можем. Как известно, гладкомышечные клетки располагается и в стенке сосудов, вен и артерий и в значительной степени формируют желудок, матку, толстую кишку, желчный и мочевой пузырь. Кроме того, единичные гладкомышечные волокна встречаются в коже, выводных протоках желез внутренней секреции, в глазном яблоке, предстательной железе и т. д. И все эти мышечные клетки управляются из системы сердце, через систему тонкая кишка. И ещё чувственный орган осязание также входит в функциональную группу сердце – тонкая кишка. Кстати, мужское достоинство или недостаток, это как вам будет угодно, в значительной степени организован из мышечной ткани. Вот вам и насосик.
Плотный орган лёгкие – это, во-первых, лёгкие, которые дышат. Во-вторых, система лёгкие, управляющая органом – системой толстая кишка. Эта кишка получает не употребленное от тонкой кишки, формирует как продукт, извлекает из него жидкость, участвуя тем самым в обмене жидкостей, а затем изгоняет за ненадобностью. Кроме того, толстая кишка под влиянием лёгких управляет обменными процессами в системе кожа, слизистых носоглотки, в придаточных пазухах носа, отчасти в венозной системе нижних конечностей и малого таза. А также обонянием как чувственным органом.
Плотный орган печень, работая как печень, руководит работой подчиненного ей желчного пузыря. Система желчного пузыря в традиционной китайской медицине не только накапливает желчь и порционно, по требованию, выдает её в тонкую кишку, но функционирует ещё и как система, управляющая деятельностью соединительной ткани. Эти ткани в китайской медицине фигурирует под термином «связки». Это и сумочно-связочный аппарат суставов и связки, поддерживающие внутренние органы на должном месте, и каркас самих органов. Сердца, лёгких, печени, кишечника, предстательной железы и т. д. Соединительная ткань присутствует и в стенке кровеносных сосудов и в коже, участвует в соединении мышц со скелетом, наличествует в эндокринных образованьях, органах чувств и т.п. И все это подчинено системе печень – желчный пузырь. Система зрительного восприятия мира, глаз и весь аппарат, что к нему прилагается, также функционирует под непосредственным руководством этой системы. А ещё слизистые. Легких, носоглотки, желудочно-кишечного тракта, мочевого пузыря, уретры, матки – практически все. И ещё, – эндотелий артерий, тоже, в общем, слизистая, внутренняя оболочка артериальных сосудов – все подчинены системе печень – желчный пузырь.
Плотный орган селезенка. Правильнее сказать, селезенка – поджелудочная железа. Пищеварительные, инсулиносоздающие функции известны. Управляет работой желудка. Этот орган принимает ниспосланную пищу, в случае неудобоваримости возвращает, утвердившееся слегка обрабатывает и сдает тонкой кишке. Желудку подчинена жировая ткань или подкожно-жировая клетчатка. Подкожной она называется, вероятно, потому, что очень заметна, именно под кожей. Впрочем, жировая ткань присутствует в разном возрасте в различных количествах и в оболочках внутренних органов, почках, сердце, печени. И в малом тазу, стенках кишечника и сосудов, орбитальной полости и т.д. Природа пустоты не терпит. Где нет должного, возникает жировая ткань. Жир, как известно, распадается до воды, поэтому желудок участвует и в обмене жидкостей. А это и кровь, и лимфа, и внутриклеточная и межклеточная жидкости, и другое. Разумеется, чувственный орган, тестирующий пищу, то есть вкус, управляется системой селезенка – поджелудочная железа – желудок.
Плотный орган почки фильтрует кровь до состояния мочи и канализирует её в мочевой пузырь. Естественно, обмен жидкостей в организме тесным образом связан с работой почек. Мочевой пузырь, как орган, не ограничен в деятельности своей лишь выдворением оставшегося от крови. Орган – система мочевого пузыря формирует обменные процесс в костной ткани, под руководством системы почек, разумеется. Через костную ткань в значительной степени структурируется ткань хрящевая, важнейшая составляющая любого сустава. Системой почки – мочевой пузырь управляется и последний из бесспорных органов чувств – слух.
В этой главе мы кратко рассмотрим способы существования систем, а также патологические или болезненные состояния, когда способы или качества функционирования нарушаются.
Любая система, в том числе и функциональные системы в организме человека, находятся в постоянном изменении. Эти перемены в системах протекают с определенной скоростью, и эта скорость не является величиной постоянной. Например, если скорость обменных процессов в желудке не соответствует жизненной ситуации или скорости обмена веществ, обмена ци, в других системах – желудок болен. Или, например, обменные процессы в системе море пищи протекают быстрее, чем требует организм, то есть, море пищи быстро усваивает пищу, человек почти постоянно испытывает чувство голода. И, наоборот, если перемены в море пищи, происходя в целом медленней, чем в организме, аппетит отсутствует. Таким образом, нарушение скорости в работе отдельных систем или системных групп, относительно скорости обмена в других системах или в целом организме – есть болезнь.
Любая система работает в определённом порядке, имеет четкую и ясную для неё программу. Если порядок в системе нарушается, возникает болезнь. Порядок предполагает, во-первых, ритм в работе системы, и во-вторых, последовательность выполняемых операций. Наиболее характерный пример нарушения в последовательности работы системы есть некоторые сердечные аритмии. В норме вначале согласованно сокращаются предсердия, а затем согласованной сокращаются желудочки сердца. Но бывает и по-другому. Предсердия сокращаются вразнобой, желудочки тоже, да еще и раньше предсердий. Сердечные аритмии – это не только нарушение последовательности в системе сердце, но нарушение ритма. Вообще с аритмиями мы сталкиваемся очень часто. Все дискинезии желчевыводящих путей, желудка, кишечника, нарушение менструального цикла и т. д. есть разного рода аритмии, как в организме в целом, так и в отдельных системах.
Любая система имеет форму. Это и направление движения, в некотором смысле цель процесса, но ещё и форма, в которой происходит движение. Всем известная синусоида может иметь различную амплитуду и направление движения. Такой симптом, как изжога, возникающая при забросе содержимого желудка в пищевод, есть нарушение направления движения пищи по желудочно-кишечному тракту. Отёки, лимфостаз, да и ожирения в целом можно рассматривать как нарушение формы. Причины могут быть иные, но в первую очередь будет страдать форма.
Любая система наделена определённой мощностью, потенциалом, способностью, силой, выполнить определенную, предназначенную для неё работу. Сердечно-легочная, почечная, печеночная недостаточность – есть крайнее ослабление потенциала, падение мощности систем ниже допустимого уровня.
Резюмируя сказанное подчеркнём, патологический процесс в любой системе редко бывает одного качества. Как правило, страдает, нарушается не одно, а все или несколько параметров системы. Вернее, в начале заболевания может пострадать и одно качество, но в дальнейшем, и очень быстро, к нему присоединяются и другие. Например, снижение мощности обменных процессов, по каким либо причинам, допустим, недостатка питания, через несколько дней приведет к снижению скорости обмена. Организм начнет экономить. Нарушение порядка в процессе усвоения пищи желудочно-кишечным трактом приведет к нарушению формы, неправильному распределению, излишнему накоплению в подкожно-жировой клетчатке.
Идеальный организм работает приблизительно так. Каждая система будь то стратегическая структура лёгкие или автономная, но много подчиненная, как, например, слизистая мочевого пузыря обязаны функционировать с должной скоростью, мощностью, в ритме – порядке, необходимом направлении – форме. А должные скорость, порядок, мощность и форма определяются внешними обстоятельствами, требованиями внешней среды, но не только. Главное, чтобы все системы, все качества систем функционировали согласованно друг с другом и с требованиями, предъявляемыми организму в целом и каждой системе в отдельности внешней средой. Впрочем, значение внешней среды как фактора, как причины возникновения заболеваний, по мнению автора, многократно преувеличено. Среда социальная, да, играет существенную роль, она тоже, конечно, внешняя, но не главная. Основной причиной недугов наших является несуразный способ мышления, мы не умеем, нас не учат думать, мыслить, воспринимать и понимать происходящее вокруг нас и внутри нас. Но эта тема другой работы.
Маленькая иллюстрация. Известно, что зимой обменные процессы в природе протекают не так, как летом. Деревья замедляют свой рост, замирают, снижают скорость обменных процессов, практически не растут. Но не умирают, они меняются, но иначе, прежде всего медленней. Человек, разумеется, существо более сложное и несколько иначе организованное. Но общий принцип сохраняется. Нам зимой требуется больше сна, мы быстрее устаем от дел, и вообще зимой все как-то труднее происходит. Это общее правило, несмотря на множество исключений. А почему? Потому, что скорость и мощность обменных процессов зимой иная, чем летом. Точно так же, как в растительном мире, особенно на поверхности тела, на слизистых. А где паразитируют гриппозные вирусы? Верно, на слизистых, прежде всего. И зимой, когда обменные процессы в системе слизистых протекают менее интенсивно, медленней, вероятно, в ином ритме, а значит, и форма слизистых оболочек чуть-чуть, но иная, чем летом, паразитам – вирусам живется вольготней. Потому мы имеем почти каждую зиму эпидемию, а то и пандемию гриппа. Сезонное изменение интенсивности обменных процессов в организме – естественный природный ритм, а если ещё гражданин переутомился, повздорил с женой или начальником, а то и с обоими, да ещё с соседом и кондуктором – грипп ему обеспечен. Вирусы, как объекты биологические, тоже на месте не стоят, а мутируют, мутируют; судьба у них такая. Возможно, зимой у них пора особенно агрессивная, но дело все-таки не в них, а в нас.
В традиционной китайской медицине патологические процессы, возникающие в организме, называет иначе, чем в медицине европейской. Название, как мы знаем, суть меняет мало, но поговорить об этом следует.
Доктора прошедших эпох не ведали слов воспаление, дистрофия, дегенерация. Они не ставили диагноза гастрит, артроз, энцефалопатия и миокардодистрофия. Они говорили: «У больного жар в желудке», «ветер в печени», «холод в мышцах», «пустота в селезёнке», «полнота в легких». И тому подобное. «Систематизированный бред или архаизмы», – заметит современный доктора в зависимости от степени его эгоцентризма, образованности и плотности культурных слоев, облегающих его самость. Главное не в том, как это называется, а что под тем или иным термином подразумевается и как это следует понимать. Что подразумевается под термином энцефалопатия? Патология мозга, иначе болезнь мозга. Чем этот термин отличается от определения холод в мозге? Тем, что понимается. А что понимается? В определении энцефалопатия ничего не понимается. А в определении холод в мозге понимают крайнюю степень снижения активности мозга, падение интенсивности обменных процессов, замедление обмена жидкости, недостаток жидкости в нервной ткани, буквально «высыхание», снижения кровотока в сосудистой системе мозга и так далее. То же самое можно сказать относительно других терминологических изысков. Все дело в способе мышления, который, к сожалению, при образовании мало организуют, но много засоряют. Поэтому простое, в сущности, определение жар в желудке вызывает в лучшем случае недоумение. А если воспользоваться интеллектом и воображением, станет ясно: жар или огонь – это, когда обменные процессы «кипят», скорость запредельна, порядка нет, нарушается форма, полный хаос, одним словом. Противоположная ситуация – холод – предполагает снижение скорости, падение активности, мощности, излишняя заорганизованность и т. д.
В традиционной китайской медицине условно выделяется пять патологических состояний обменных процессов, как в отдельных системах, так и в целом в организме. Пустота, полнота, блокада, противотоки и вредные или патогенные ци (принято говорить: вредные энергии). Пустота означает: в организме, системе или группе систем скорость снижена, мощность недостаточна, порядка больше необходимого, изменчивость формы ограничена. Полнота противоположна пустоте. Скорость повышена, мощность больше достаточного, порядка меньше необходимого, подвижность формы выше дозволенного. Возникает, разумеется, законный вопрос: больше, выше, допустимо – это сколько? Но вопрос этот исходит не из сути обсуждаемого, а из способа мышления, миропонимания, и потому не правомерен в этой ситуации. Мы привыкли, приучили сами себя к количественным характеристикам предметов и вещей. Но обратите внимание, многое в жизни нашей мы не можем и не пытаемся выразить количественно. Например, красоту или чувство собственного достоинства. Или любовь и свободу. В каких единицах это измеряется? Конечно, можно сказать, что все эти категории субъективны, а медицина, манипулирующая жизнью и здоровьем граждан, требует объективности. Впрочем, требует не медицина, а мы сами. Каждый потребитель медицины и как объект, и как субъект, не желает быть среднестатистической единицей, но требует, чтобы его органы и тело, и душу воспринимали и анализировали исключительно как неповторимое индивидуальное, то есть как произведение искусства. И правильно требует. Потому свойства систем и характеризуются не количественно, а относительно. Поэтому скорость определяется не количеством чего-то в единицу времени, но исключительно относительно скорости в других системах и организме в целом и соответственно ситуации в среде внешней. То есть, летом, днем одна скорость, а зимой, ночью – другая, и это нормально.
Условный термин блокада подразумевает крайнюю степень замедления, почти остановку процесса обмена и взаимодействия как внутри одной системы, так и между системами. Полная остановка – это практически омертвение тканей, некроз, гангрена, инфаркт и т. д. Любой шок в этом смысле есть выраженная блокада в работе всего организма. Разумеется, не все блокады и не всегда столь опасны и разрушительны. Например, блокада в системе желудок вызывает банальную тошноту и/или потерю аппетита. А блокада в системе желчного пузыря – слабость, горечь во рту, головную боль и т.д.
Термин противотоки характеризуется в большей степени нарушением направления, вектора движения в деятельности систем. Например, уже упоминаемая изжога, есть противоположное естественному передвижение содержимого в желудке. Или рефлюкс из двенадцатиперстной кишки в желудок, или из мочевого пузыря в почки, также определяется терминологически как противотоки.
И последнее, вредные, патогенные ци (энергии). В общем, это те же самые полнота или пустота, а так же блокады и противотоки в ещё более выраженной степени. И, как правило, если говорится о вредной ци, поразившей тот или иной орган или систему, подразумевается наличие инфекционной составляющей. В процессе изменений участвует постоянно паразитирующий в нашем организме сброд: вирусы, бактерии, простейшие. Они, благодаря образовавшимся в слизистых, тканях, органах, системах, изменениям получают возможность плодиться и размножатся, усугубляя, тем самым, деятельность этих систем и всего организма. Да, именно так. И не наоборот. Человек неплохо задуман и великолепно исполнен. Другое дело, что он не очень умеет владеть собой и не очень представляет, как это надо делать. Потому и допускает возникновение в организме своем блокадно-пустотные или полнотные или другие не должные состояния. А «бактериально-вирусная братва» только этого и ждёт.
Подведем некоторые итоги. Организм человек есть совокупность функциональных систем. Системы имеют разное значение, но теснейшим образом взаимодействуют. Каждая система, как весь организм, работают в определенном порядке – ритме, с должной мощностью и скоростью, имеют соответствующую форму. При нарушении одного из параметров обязательно меняются и другие. Степень изменений в системах и в организме определяется как полнота, пустота, противотоки, блокада и вредные ци. Ци есть совокупность и взаимодействие составляющих мира: энергии, материи, времени, информации и пространства. Нарушение этих составляющих в работе организма и будет проявляться, как полнота, пустота, блокада, противотоки, то есть изменения порядка, формы, мощности и скорости. Все, как вы, надеюсь, заметили, очень просто. С такой, примитивной, позиции мы и будем рассматривать влияние на организм лекарственных растений возлегающих на полках в наших аптеках.